Кубок Мира по ралли-рейдам: Васильев стартует в Катаре[:en]FIA World Cup for Cross-Country Rallies: Vasilyev starts in Qatar
Сегодня в Юго-Западной Азии стартует четвертый этап Кубка мира по ралли-рейдам – Катар Кросс-Кантри ралли.
Организаторы гонки гордятся тем, что это, пожалуй, единственная трасса, где участники мотозачета, квадроциклисты и пилоты легковых автомобилей едут по одному треку. Кому приходится сложнее и тяжелее в условиях жаркого климата в окружении ландшафтов пустыни?
К сегодняшнему дню расклад сил после трех этапов серии довольно интересный. Один из сильнейших участников серии Нассер Аль-Аттия готовится к своей домашней гонке – катарский пилот сделает все возможное, чтобы подняться выше по турнирной лестнице и набрать максимум очков в гонке в своем регионе. Сейчас Нассер находится на четвертой позиции с 30 очками «в кармане», а все из-за того, что экипажу пришлось пропустить две гонки в соседних Эмиратах по политическим причинам.
Лидером по количеству очков в Кубке Мира является чех Мартин Прокоп (93 очка), 9 очков ему уступает польский пилот Якуб Пшигоньски, а третью позицию занимает россиянин Владимир Васильев из Санкт-Петербурга.
Пилот команды G-Energy уже знаком с катарскими дорогами, а точнее бездорожьем, ведь основное движение здесь на трассе – это движением курсом по каменистой пустыне с участками солончаков, пескам и высоким песчаным холмам.
Владимир Васильев, пилот: «Особенностью гонки в Катаре являются быстрые дорожки, но самое главное – это сложная навигация. Очень точно нужно ехать: повороты прямо метр в метр, следить за курсом, слушать, что штурман говорит, то есть ехать командой. Если не слушать штурмана, не сверяться с курсом и чуть ошибиться на пять градусов, то все – можно уехать не туда. И, вторая особенность — каменистое покрытие дорог. Очень много камней и жесткое покрытие, есть песочные включения, но их мало. В основном, конечно, тут каменные покрытия поэтому страдает резина. Нужно избегать пробоев колес камнями, следить, чтобы не скользить, чтобы резины хватило до финиша».
Штурман российского экипажа Константин Жильцов в Катаре не в первый раз – его шестой старт здесь уже дает право называть его ветераном этой гонки, чей опыт помогает трезво оценивать свои силы и возможности.
Константин Жильцов, штурман: «На этой гонке есть две принципиальные особенности. Первая – это то, что Нассер Аль-Аттия здесь знает каждый миллиметр (смеется), и с ним бороться здесь очень трудно, потому что он здесь живет. И второе – здесь очень сложная навигация.
Дело не в том, что она сильно запутанная, проблема в том, что здесь колоссальное количество дорог. Каждые 100 метров в дорожной книге есть какая-то развилка, а то и по пять-по шесть ответвлений, в каждой позиции указан курс и здесь, в принципе, можно заклеивать лобовое стекло, потому что смотреть туда нет времени. Нет времени проверять курс, нет времени проверять туда ли повернул пилот, потому что постоянно ты должен что-то диктовать. Здесь очень важна слаженность действий экипажа, я всегда об этом говорю. На Катарской гонке штурман диктует позиции из книги, привязки и все остальное, а задача пилота – чётко исполнять метр в метр то, что говорит штурман. Потому что если повернуть на метр дальше, то на нужную дорогу экипаж уже не попадет».
Помимо точного ориентирования нельзя забывать о главном — взятии контрольных точек. Здесь, в Катаре, коридор на взятие контрольной точки чаще всего около 200 метров, и здесь совершенно меняется манера пилотирования в отличии от других гонок, где после отклика прибора GPS в машине, сигнализирующего о взятии точки, можно поворачивать и ехать дальше. Здесь нужно обязательно доехать до центра этой точки и потом только поворачивать в нужную сторону. Все дело в том, что на протяжении сотен метров от момента въезда в радиус действия точки до ее центра может быть еще две-три-четыре дороги.
Основное, что отмечают пилоты, отзываясь о катарской гонке – отсутствие привязок, ведь основная часть трассы проложена по низкой песчаной равнине, напоминающей степь, и вдоль моря.
Константин Жильцов, штурман: «Дюны все гребнем и расположены вдоль моря. И все зависит от того с какой стороны от этого гребня ты попадешь в какую долину. Они есть тут такие — километрами абсолютно ровная площадка, а есть, где все время нужно перескакивать через дюны. И точки иногда выставлены таким образом, и дюны «надуты» к морю так, что если ты, допустим, взял точку и «упал» на противоположную сторону, то потом подняться в эту дюну невозможно. Когда я участвовал в этой гонке с Жан-Луи Шлессером, были такие случаи, что мы специально разгонялись таким образом, чтобы «коснуться» точки и уехать. Есть своя специфика, они известна, и те, кто здесь ездил, ее знают, но такие ошибки здесь могут быть роковыми в плане потери времени».
Экипаж прибыл в Доху заранее и провел в понедельник короткие, но результативные тесты, освоившись на местности. Привыкание к трассе не прошло «безболезненно» — пришлось списать два комплекта резины, причем первое колесо пришло в негодность уже на втором километре тестового спецучастка. Сочетание дорожного покрытия в виде жесткого микса камня и песка крайне неприятно сказывается на работе всей подвески и колесах.
Сегодня экипажи проходят административные и технические инспекции и готовятся к вечерней церемонии старта и к первому спецучастку завтрашнего дня.[:en]The fourth round of the FIA World Cup for Cross-Country Rallies starts today in Qatar.
The race organizers are proud of the fact this is, perhaps, the only route where motorcyclists, quadrocyclists and car drivers use one track. Who suffers from a hot climate and desert landscapes the most?
After the series three rounds the power balance is quite interesting. One of the strongest participants in the series, Nasser Al-Attiyah is preparing for his home race – the Qatari driver will do everything possible to climb higher in the overall standings and get the most points in the race in his region. Now Al-Attiyah is on the fourth position with 30 points, because the crew had to miss two races in neighboring Emirates for political reasons.
The Czech Martin Prokop (93 points) is the World Cup leader at the moment, the Polish driver Jakub Przygonski is 9 points behind him, and the Russian Vladimir Vasilyev from St. Petersburg rounds out the top three. The G-Energy team driver is familiar with the Qatari roads, or rather impassability, because the main movement on the track here is a course on a stony desert with patches of salt marshes, sands and high sand hills.
Vladimir Vasilyev, the driver, “The feature of the race in Qatar is the fast route, but the most important thing is complex navigation. It is necessary to drive very accurately, follow the course, listen to what the co-driver says, that is, work in the team. If you do not listen to the co-driver, do not refer to the course and make a mistake about five degrees, then everything can go wrong. And the second feature is the stony road surface. There are lots of stones and a hard covering, some sand inclusions, but they are few. Rubber suffers from the stony surface. It is necessary to avoid the tyre punctures by stones, to watch out so as not to slide and save the rubber for the finish”. Konstantin Zhiltsov, the Russian crew co-driver, has already visited Qatar – his sixth start here gives the right to call him a veteran of this race, whose experience helps to take an unbiased look at their strength and capabilities. Konstantin Zhiltsov, co-driver, “This race has two principal features. The first is that Nasser Al-Attiyah knows every millimeter here (laughing), and it’s very difficult to fight with him because he lives in Qatar. And second, there is a very complex navigation.
It’s not very confusing; the problem is an enormous amount of roads here. Every 100 meters there is a junction in the road book, or even five or six branches; in each position there is a course and here, in principle, it is possible to paper over the windshield, because there is no time to look there. There is no time to check the course, there is no time to check whether the driver turned correctly, because you constantly have to read something. The coordination of the crew actions is very important here, I always say this. At the Qatari race the co-driver reads positions from the book, bindings and everything else, and the driver’s task is to clearly perform what the navigator says. If you turn a meter further, the crew will not get to the necessary road”.
In addition to accurate orientation, it is necessary to remember the main thing – visiting control points. In Qatar the corridor for taking the control point is usually about 200 meters, and the manner of driving here differs completely from the other races, where after the GPS device response in the car, signaling
the point taking, you can turn and go further. It is necessary to reach the center of this point here and only then turn in the right direction. The thing is that for hundreds of meters from the moment of entry into the point radius of action to its center there may be two, three or four more roads.
Основное, что отмечают пилоты, отзываясь о катарской гонке – отсутствие привязок, ведь основная часть трассы проложена по низкой песчаной равнине, напоминающей степь, и вдоль моря.
The main thing the drivers note when commenting on the Qatari race is the lack of ties, because the main part of the route is laid along a low sandy plain resembling the steppe and along the sea. Konstantin Zhiltsov, co-driver, “The dunes are located along the sea. And it all depends on which valley you enter from which side of the crest. Sometimes there are miles of absolutely flat area, but there are places, where you need to jump over the dunes all the time. The points are sometimes located this way, and the dunes are turned to the sea so that if you, for example, take a point and “fall” to the opposite side, it is impossible to climb this dune. When I participated in this race with Jean-Louis Schlesser, there were cases when we specially accelerated in such a way as to “touch” the point and leave. There is specificity, and those who drove here know it, but such mistakes can be fatal in terms of wasting time”.
The crew arrived in Doha in advance and conducted short, but productive tests on Monday, settling on the ground. As a result they had to dispose two sets of tyres; more over the first tyre was worn out on the second kilometer of the test special stage. A hard mix of stones and sand as the road surface is extremely unpleasant for the work of the entire suspension and wheels. Today the crews have undergone administrative and technical inspections and have prepared for the evening Ceremonial start and the first special stage of tomorrow.